четверг, 24 мая 2007 г.

Экзистенциальная проповедь

Иисус – это единственный человек на земле который был полностью самим собой. Его жизнь была полностью в гармонии с тем, кто Он есть на самом деле. Иисус не стыдился своего прошлого, не сетовал на отсутствие идеальных условий, и делал в этих условиях то, что Он считал самым правильным и наилучшим.
В современном мире трудно человеку найти себя. Потому что мир стал слишком сложным. И человеку предлагаются разного рода продукты, как самопознание, психоанализ, демократия, маленькая семья и др. для познания и совершенствования себя.
На Востоке другие установки. «Не обращай на себя внимания». Откажись от себя, стань «пустым», не имей желаний, пренебреги собственными побуждениями. В этом задача восточного человека.
Западный человек чувствует себя несчастным если он не создал ничего своего, не смог себя реализовать. Мы с пеленок учим детей – добиваться успеха, чего бы это ни стоило, Мы претендуем на то, чтобы удовлетворять собственные потребности, которые считаются оправданными просто потому, что они у нас есть. Такая духовная позиция – мотор, который поддерживает на Западе движение всего: экономики, частной жизни, политики и т.д. Однако с не меньшим основание можно утверждать, что все это является и бедой нашего времени: родители все меньше общаются в детьми, дети все больше проводят времени у экранов телевизоров, старость становиться все более одинокой, а число самоубийств растет.
Как оставаться успешным и не потерять себя? Что такое поиск и нахождение своего Я? Кто Я? Как мне стать самим собой? Как найти себя и научиться ценить найденное.
Позвольте мне поставить вопрос еще на более глубоком уровне. Имею ли я право, быть таким какой я есть? Имею ли я право оставаться собой в отношениях с братьями и сестрами? В отношениях с родителями, с коллегами по работе? Если другие, увидев меня, поймут, каков я есть на самом деле, - будут ли они ценить, любить, уважать меня? Могу ли я сам любить себя, если другие меня не любят? В какой степени я должен подстраиваться к другим? Многие люди задают эти вопросы в течении жизни вновь и вновь.
Является ли наша церковь, наша община, тем обществом, где я могу быть самим собой? Как далеко я могу зайти в своей открытости?
Это очень важные вопросы. Потому что мы живем в период индивидуализации нашего общества, где не принято делиться своими внутренними проблемами, и это общество оказывает и на нас влияние. Мы тоже становимся закрытыми. И можно констатировать факт, что мы также можем представлять собой общество не всегда располагающее к открытости.
Как мы можем быть теми, кто мы есть на самом деле? Как мы можем быть истинно самими собой?
Порой мы просто загнаны в пространство между разнообразными требованиями, предъявляемыми извне. Мы бываем обременены несчастьями, болью, страхами, обуреваемы страстями и гонимы желаниями. У нас часто даже не хватает времени побыть для самих себя. А это необходимо. Апостол Павел, парадоксально, но ценил те моменты, когда ему приходилось быть заключенным в Риме, он мог остановиться, взвесить свою жизнь, понять как он видит будущее. В этот период его письма наполнены личными переживаниями, откровениями о себе. Но именно оставшись наедине с собой, он, через свои мысли в письмах, смог поддержать и поддерживает многих христиан. В то же время, ни физически, ни психически, ни духовно мы не в состоянии существовать сами по себе – наше выживание в этом мире находится в постоянной зависимости от взаимоотношений с другими, от встреч с другими, от социума. С одной стороны мы обречены на сильную зависимость от других, с другой стороны, нам необходимо оставаться самими собой. Люди ученые называют это экзистенциальным антагонизмом. т.е. противостоянием. Каким образом Евангелие Иисуса Христа помогает разрешить этот антагонизм? Актуально ли Евангелие при решении вопросов глубоко личного, психологического характера? Какова практическая ценность Евангелия в решении внутренних проблем? Иногда может сложиться такое впечатление, что, ну Евангелие это о спасении, там проблемы с фарисеями, жестокие римляне…все это знакомо и иногда трудно сказать может ли это все мне помочь. Обычно прибегают к простой риторики: тебе плохо? Радуйся, ты спасен! Бог тебя спас! Но эта радость носит внутренний характер. И мы не знаем, когда она приходит, и когда уходит. Вновь и вновь человек сталкиваемся с проблемой как ему решить трудности внутреннего порядка, трудности в семье, в отношениях… Как мне решить глубоко личные проблемы? Когда, как мы говорим, что что-то нас напрягает… Как мне избавиться от пустого одиночества, от внутренней глухоты, или даже от потери своего внутреннего Я. Как же нам прожить свою жизнь не став игрушкой в руках обстоятельств? В евангелиях есть история об одном таком человеке, которого жизненные обстоятельства загнали в угол. Это женщина. И она как раз и не захотела стать игрушкой. Но для решения этой проблемы она не ушла в себя, а прикоснулась к Иисусу.
Мы сегодня рассмотрим подробнее эту историю…но в несколько необычном ракурсе. Мы не будем много говорить о вере, которая привела к исцелению от физического недуга. Мы попробуем глубже посмотреть на внутреннюю ситуацию, которая сложилась, и какое разрешение она получила.

Эта история записана в Евангелии от Марка 5 гл. и в Евангелии от Матфея. Но я зачитаю ее так, как записал Марк.
Мк.5:25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,
26 много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, -
27 услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его,
28 ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.
29 И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.
30 В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?
31 Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
32 Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.
33 Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.
34 Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.
Итак, история о женщине, которая страдала 12 лет болезнью, о которой вслух не скажешь. Болезнь, о которой не принято говорить. Болезнь, которая навлекала на человека позор. Делала его ритуально нечистым. Охваченная страхом женщина знала, что своим прикосновением к одежде Иисуса она ритуально осквернила Его, и что ее при­сутствие в толпе, вероятно, оскверняет всех. Такого рода истечение делало женщин ритуально нечистыми и ежемесячно отрезала их на некоторое время от любых контактов с Бо­жьим народом. Человек нечистый это все равно что мертвый человек. Поэтому женщина страдала болезнью 12 лет, и дочь Иаира умерла в 12 лет. Фактически Марк показывает, что смерть коснулась их обоих. Он пребывает в сфере смерти. Женщина с истечением не может зачать, не может дать жизнь, значит она в сфере смерти.
Человек оставался один на один со своей болезнью. И мы видим, что женщине стыдно при всех рассказать Иисусу о своих страданиях. Это ужасно, внутренне оставаться без ответа относительно всего пережитого, ничего не слыша утешительного по этому поводу от кого бы то ни было. Марк не зря подмечает, что она потратила все свои финансы на врачей. Тем, самым он подчеркивает, что надежды нет. Мы читаем в 24 стихе, что эти события происходили в окружении большой толпы народа. 24 За Ним следовало множество народа, и теснили Его. В этой толпе ты никто. Ты один из многих. Тебе, можно сказать нет. Потому что ты в личном, социальном и духовном плане находишься вне. Подобно как в этом огромном городе, человеку трудно вообще увидеть себя. Где же выход?
27 услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его,
В этом стихе 3 глагола: Услышала, подошла и прикоснулась. Что может быть проще? Скажите, что может быть проще? Услышать слова Христа. Вы знаете, что в то время глагол услышать нес оттенок понимания. Понять Слова Христа, Его переживание и заботу о спасении души человеческой. Затем подойти, приблизиться к нему в молитве, в постижении Его Слова. Потому что молитва, это, по сути, единственное состояние человека, когда человек может быть самим собой. Когда ему не нужно притворяться (хотя некоторые иногда балуются такими вещами).
И наконец, прикоснуться своей верой, верой идущей из самой глубины.
Есть одна известная песня одного популярного американского певца там есть такие слова All the places you have been Trying to find a love supreme. Везде, где ты побывал, люди ищут наивысшей или особенной любви. Тоже самое можно сказать о религиозной стороне бытия. Люди ищут нечто особенное. Какую то особую религию. Необычную. Не как у всех.
Недавно в одной журнале прочитал короткую притчу, о том, как один человек обратился к Богу с просьбой: «Спаситель, мой крест слишком тяжел и я не могу его нести. Не мог бы ты заменить мой крест на более легкий? «Хорошо, сказал Бог, выбирай!» Перемеряя кресты в храме, человек заметил у самого выхода крест, который показался ему легче других, и сказал Господу: «Позволь мне взять этот». Бог ответил : Так ведь это твой собственный крест, ты оставил его в дверях».
И многие люди сегодня ходят и меряют разного рода кресты…. не понимаю, Бог уже приготовил для каждого свой путь, путь благословений и испытаний.

34 Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.
Прикосновение веры к Иисусу дает человеку шалом, целостность тем, у кого ее нет. Гармонию. Это не просто исцеление от физического недуга.
Эта женщина проявила свою особенную, уникальную веру. И тем самым выделилась среди остальной массы людей. В этой вере, в этом прикосновении, она нашла себя. Я думаю, что вся дальнейшая жизнь этой женщины была полна общения с Богом, Богом который помог ей вернуться с самой себе, жить полной жизнью.
Но прикосновение к Иисусу имеет последствия и в социальном плане. Оно возвращает человека в общество. В этой истории женщина вновь стала полноправным членом общества Господа. Она вернулась в Израильское общество. Болезнь делала человека ритуально нечистым и автоматически исключала из общества. Наши внутренние болезни тоже могут отдалять нас от общества, к которому мы принадлежим. И эти болезни носят духовный характер. Большинство людей живут жизнь не до конца соответствующей их сущности, а сущность человеческая имеет духовное измерение, которое зачастую игнорируется. Люди лечат либо тело, либо решает проблемы психологического плана. Но человек начинает себя вести как человек, лишь когда он выходит за рамки этой психофизической данности. Фрейд писал: «Я остановился на первом этаже и подвале всего здания». Под зданием он имел ввиду человека. Дело в том, что когда Фрейд писал свои труды было требование, чтобы все было по научному. И Фрейд, как полагается честному исследователю, отказался от рассмотрения третьего измерения человеческой личности. А ведь духовное – это именно то, что отличает человека, что присуще только ему и ему одному. И если человек игнорирует духовное…. Вот почему многие люди сегодня так себя и не находят, или их поиски индивидуальности приобретают извращенные формы. Если мы живем и озабочены только проблемами свого физического и психологического здоровья, мы не перестаем конечно быть людьми. Но….. самолет не перестает быть самолетом, когда он движется по земле. Но лишь поднявшись в воздух, он доказывает, что он самолет. И он выполняет свою функцию.
Дорогие друзья! Братья и сестры. Мы ищем смысл жизни, и у каждого он свой и ответы, зачастую в нас самих. Именно в нас Господь заложил частицу своего Духа, нам лишь нужно развить то что есть, подобно этой женщине. Задействовать это третье измерение. Уделять ему внимание в повседневной жизни. Надо прислушиваться в голосу Божьему, к своим чувствам, к голосу совести, и перестать беспокоится о вещах которые неподвластны нашей воле. У каждого из нас своя чаша. Христос творил общество людей открытых. Общество друзей. Людей ищущих и стремящихся к прогрессу в своих отношениях с окружающими.
Главное не стоять на месте, идти, преодолевая все препятствие. И даже если толпа теснит нас, и, кажется, не дает придти к Богу, или найти время побыть с собой, помните, всегда можно протянуть руку веры, прикоснуться к Господу.

Комментариев нет: