воскресенье, 23 сентября 2007 г.

Любопытное о Песнь Песней

Книга Песнь Песней написана на фоне покоя из Быт.1гл. Именно в контексте сада Едемского впервые проявилась человеческая сексуальность.
Ее автор Соломон известен тем, что он использовал Божий план укрепления и расширения Израиля для своих политических целей. Но в даже таком, падшем сердце загорелась настоящая, искренняя любовь.
И раввины и др. пытались отрицать буквальный смысл этой книги и рассматривали ее аллегорически. На совете в Ямнии (90г. Н.Э.) были сомнения относ-но включения этой книги в канон. Р. Акиба будучи на том совете сказал: «П.П. превосходит своей святостью все другие книги. Это святое святых Библии» (Мишна, трактат Едаим3:5). Но даже после этих слов споры продолжались.
В иудейском толковании, любовник – Яхве, а его возлюбленная – Израиль. Когда женщина входит в чертоги царя это Исход из Египта. Божий чертог это Палестина.
Ориген видел в этой книге только аллегорию и символ церкви. Источником аллегорического толкования служил тот факт, что Израиль в В.З. представлен как возлюбленная. Отсюда Суламита это церковь, по мнению Оригена. Но такой подход мешает целостному пониманию книги, в которой тело воспевается буквально.
Аллегорическому подходу недостает объективный внешних обоснований. И в самой Песни песней нет указаний на то, что они предлагает какое-то иное прочтение кроме буквального.
Церковь и синагоги до такой степени находились под влиянием иностранной философии (неоплатанизма) что считали телесные отправления противопоставленными всему духовному и потому нежелательными для упоминания.
Название - П.П., передает идею превосходной песни, как лучшей песни.
Всего в В.З. 470 редких слов. 50 из них в П.П. по сути, книге небольшого размера. Т.е. писал человек грамотный. Отсюда подтверждается авторство Соломона.
Из тех, кто придерживается авторства Соломона, одни считают, что материал книги представляет собой пьесу с двумя персонажами: Соломон и Суламита.
Другие что три персонажа: Соломон, Суламита и ее возлюбленный пастух.
Трактовка исследователя Додека: Соломон был в горах Ливана, осматривал стройматериалы. Он видит красивую девушку и забирает ее в свой дворец. Суламита и пастух ищут встречи. Девушку умащают маслом, перед тем как стать женой царя. Возлюбленный стоит перед дверью. Он рискует, так как это покушение на собственность царя. Но он презирает страх и опасность. Стража его вспугивает, и он убегает, а Суламита бегает по городу ищет его, над ней смеются стражи. В конце концов, она бросает царя и уходит к пастуху.
Т.е. сюжет спрятан в подтекст, и многое объясняет. Например, почему Суламита грезит о возлюбленном и бегает по городу.
Но эта идея не нашла широкой поддержки. Действительно, второй персонаж явно из пастушеской среды. Но на востоке царь понимался как пастух. А народ как паства.
П.П. пишется на фоне сельской местности. Упоминается Фирса - крайний пограничный пост во времена царствования Соломона. Это говорит о том, что книга написана во времена Соломона.
Аллегория Земля – Женщина. Суламиту представляют как символизирующую землю обетованную. Это объясняет обилие сравнений с фруктами и т.д. Вообще тело женщины в иуд. теологии символизируется землей. «Течет мед и молоко»- идея беззаботной жизни младенца, которому дают молоко и мед, идея изобилия. Т.е. земля мать будет тебя кормить так, что ты не будешь заботиться. Все мы взяты из земли. «Мы до глубокой старости питаемся молоком матери земли. Потом, повзрослевшего ребенка отправляют к отцу. И мы после старости также отходим к Отцу»- мидраш.
Таким образом, тело Суламиты это отдельные географические локосы.
Темное тело Суламиты - это народ израильский загоревший на работах в Египте и после этого приведенный в дом пира – землю обетованную, где он ждет жениха, Миссию. Т.е. книга понималась как описание страстного ожидания Мессии.
Вторая трактовка: Царь жениться на своем народе, чтобы заботиться о нем как муж о жене.
Такая трактовка сходится с книгой Откровения, в которой детально описан Христос (1гл). Эти же элементы описаны как элементы жениха в П.П.
Со времен Езекии, эта книга читалась на Пасху, чтобы напомнить, что цель их пребывания в земле обетованной – ожидания Миссии.
Тело в иудаизме рассматривалось позитивно. Оно свято, а прикасаться к святому – идея осквернения. Если человек испытывает похоть к чужой также гнусно, как гнусна похоть к сестре.
Физическая любовь человека к жене не должна замалчиваться, так как освящена Богом в Бытие.
Сегодня также интерес к телу. Но современная лит-ра сосредоточена на технике секс-х отношений, для того чтобы получить самому удовольствие. Но в П.П. озабоченность партнером.
В Песни Песней показывается, что любовь возвышает человека до уровня царя. Ведь у царя фактически много женщин. Но в данной книге он любит одну простую девушку из низшего соц. слоя.
В то время женщина так открыто свои чувства не могла выразить.
Но пишет мужчина, и он влагает в ее уста слова, которые он думает, она произносит про себя.
Страсть просыпается в девушке медленней, чем в мужчине. Но возможно в те времена девушки зрели в этом плане быстрее, так как такие отношение не были постыдные.
Образы зоологического порядка погружают нас в эпоху, когда человек был более естественным.
Сравнение с кобылицей это комплимент. Египет поставлял Соломону лучших лошадей, и цивилизованный мир тогда бредил хорошими лошадей как сейчас машинами-иномарками. Кобылиц Соломона запрягали отдельно от жеребцов. Они сильно выделялись.
Речи Суламиты даже длиннее чем речи Соломона. Тем самым передается идея равенства между мужчиной и женщиной как в Эдеме до грехопадения.
Считалось, что вино усиливает эротическое влечение. Считалось нормой выпить чашу молодого вина перед близостью, чтобы ощущения были более полными.
Упоминается много запахов и ароматических средств. «Имя его как разлитое миро». Миро – вязкая и пахучая смола, пахнущая как скипидар, красноватого цвета. Добывать было трудно. Делались надрезы на коре и подставлялись сосуды. Миро добавляли в елей и другие масла, чтобы придать им такой запах. Простым людям миро было не по карману. Миром мазали дом, чтобы изжить другие (часто неприятные) запахи.
Женщины помещали травы в интимные части тела, чтобы привлечь мужчину.
Все любовные тонкости, упоминаемые здесь, запахи – создают настроение и снимают напряженность.
Элементы сада также помешает нас в Быт. 1 гл. Там птицы и т.д. Повторяющийся в книге мотив сада вызывает мысли о рае до грехопадения. Мужчина и женщина были в саду наги и не стыдились (Быт.2:25, наслаждаясь слиянием своей плоти (Быт.2:23-24). Эта совершенная гармония мужского и женского начал была трагически предана грехопадением. Последствия проявились и в сексуальной сфере.
Естественная близость возлюбленных не отделима от прелестей земли. (6:10). Они не отделяют своих чувств от окружающей природы.
«Глаза как голубиные». Голубь – у евреев символ чистоты и трепетности. Здесь не просто круглые глаза, а динамика – трепет ресниц, чистота взгляда.
2:7 используется профетический перфект, т.е. то, что еще не осуществилось, но уже рассматривается как произошедшее. «Ввел в дом пира», как будто это уже произошло.
Легенда говорит, что Соломон не уберег эту возлюбленную, хотя и поставил стражников. Старшая жена послала ей еду, в знак руки общения. Суламита их вкусила, так как этого требовал дворцовый этикет. Отказ был равносильно противопоставить себя владычице гарема. Принесший ждал, что она съест и это означало «да», т.е. она принимает и уважает старшую жену. Но там был яд.
Любовь уязвима и самая страшная из разлук – смерть. Но смерть не описана, т.к. Соломон хотел показать, что любовь сильнее.
2:7 Не будите … Если нет влюбленности настоящей, не созрела душа, то не нужно будоражить чувства. Желание любви часто выдают за любовь.
Добрачные отношения провоцируют незрелую любовь и это приводит к опустошенности.
Иоанн писан Откровение под влиянием П.П. Спящая Лаодикия это разлука со Христом, подобно разлуке с Соломоном во время которой Суламита заснула и они разделены временем и пространством на какой то период.
Нельзя отвергать первичное, самое естественное прочтение книги. Лучше не спешить проводить натянутых аналогий.

Комментариев нет: